16 июня, 2024
11 11 11 ДП
Рунический подробный гороскоп на неделю 17 по 23 июня для всех знаков зодиака
Бенавидес победил Гвоздика единогласным решением судей, став временным чемпионом
Во Владивостоке 7-летний мальчик умер, опрокинув на себя мангал
Израиль ввёл ежедневную «тактическую паузу» в боевых действиях на юге Газы
Военный врач: 98% ранений солдаты ВС РФ получают при атаках FPV-дронов
Миллионы мусульман по всей России отмечают Курбан-байрам
Что означают у байкеров фразы «Села — дала», «Уронил — женился» и откуда они взялись
Сейсмолог Семёнова: На Сахалине за два часа случились два землетрясения
ВМС Британии сообщили о новом нападении на судно у берегов Йемена
Российские медики достали из бедра раненого бойца неразорвавшийся боеприпас
Latest Post
Рунический подробный гороскоп на неделю 17 по 23 июня для всех знаков зодиака Бенавидес победил Гвоздика единогласным решением судей, став временным чемпионом Во Владивостоке 7-летний мальчик умер, опрокинув на себя мангал Израиль ввёл ежедневную «тактическую паузу» в боевых действиях на юге Газы Военный врач: 98% ранений солдаты ВС РФ получают при атаках FPV-дронов Миллионы мусульман по всей России отмечают Курбан-байрам Что означают у байкеров фразы «Села — дала», «Уронил — женился» и откуда они взялись Сейсмолог Семёнова: На Сахалине за два часа случились два землетрясения ВМС Британии сообщили о новом нападении на судно у берегов Йемена Российские медики достали из бедра раненого бойца неразорвавшийся боеприпас

6 самых крутых открыток к 23 Февраля, которые печатали в СССР

Какие сюжеты предпочитали рисовать советские художники ко Дню Советской армии и почему американские шпионы охотились за такими открытками.

 Художники В.И. Зарубин и С.К. Русаков. Обложка © VK / Музей открытки

Художники В.И. Зарубин и С.К. Русаков. Обложка © VK / Музей открытки

Открытка-поздравление с 23 Февраля — Днём Советской армии и Военно-морского флота — стала в СССР традиционным знаком внимания для военных только во второй половине XX века. Открытки-поздравления с 23 Февраля не были так популярны, как, например, открытки «С Новым годом!» или «С 8 Марта!», потому что в те времена не было обычая чествовать всех мужчин. Праздник носил более официальный характер, и 23 февраля поздравляли именно профессиональных военных, людей, имевших самое непосредственное отношение к армии, — военных медиков, связистов, военкомов, военруков, военных в отставке.

Обязательно поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны. Позже стали поздравлять и тех, кто прошёл службу в армии, а в 1980-е годы — поздравляли уже всех мужчин как настоящих или потенциальных защитников. Ни у кого не было и тени сомнения, что в случае чего отцы, братья и сыновья пойдут защищать Родину, своих жён и матерей добровольно, а те, кто не мог служить по состоянию здоровья, — запишутся в ополчение.

Казаки переносят раненых на импровизированных носилках во время Первой мировой войны. Фото © Wikipedia / Фредерик де Ханен

Казаки переносят раненых на импровизированных носилках во время Первой мировой войны. Фото © Wikipedia / Фредерик де Ханен

Однако прославляющие армию почтовые карточки появились в России задолго до революции. Тогда они были элементом пропаганды, поддерживали бойцов в трудные времена и даже славили милосердие русского воина. На них изображались батальные и бытовые сцены, сценки помощи раненому врагу. Изображался и надёжный тыл. Например, одна из открыток изображала город Москву в виде женщины, снявшей с себя дорогой сарафан и расшитый кокошник, надевшей платье сестры милосердия и вставшей к постели раненого. Главной целью таких открыток было поддержать солдата в далёком походе.

Конечно, в СССР эстетика почтовых открыток на военную тематику была другой. Они не только рассказывали о новейшей истории страны, но и прославляли бойца и новую, народную армию.

Советские открытки довоенного времени

Советские открытки 1920–1930-х годов — это попытка осмысления истории Гражданской войны и становления Красной армии. В исторических сюжетах использовались фотографии военачальников того времени и восславлялась Красная армия. Издатели старались уловить и объяснить исторический момент. Например, открытка 1929 года демонстрировала военачальника Клима Ворошилова в момент переправы через реку во время Больших Бобруйских манёвров. Манёвры проводились на территории Белоруссии в том же году и стали первым смотром технической оснащённости Красной армии.

Большие Бобруйские манёвры 1929 года. Ворошилов на переправе. Фото © meshok.net

Большие Бобруйские манёвры 1929 года. Ворошилов на переправе. Фото © meshok.net

Часто открытки сопровождались надписями, чтобы было понятно, чем и кем советский боец должен гордиться. Например, на открытке 1934 года использована картина художника Василия Яковлева «Командиры Рабоче-крестьянской Красной армии». В центре открытки находится фигура башкирского комбрига Мусы Муртазина, за ним угадывается фигура командарма Семёна Будённого, справа стоят «комиссары в пыльных шлемах – будённовках»; слева за столом находятся другие командиры. Картина передаёт атмосферу, которая могла быть в штабе в Гражданскую войну. На обратной стороне напечатано высказывание Клима Ворошилова о том, что Красная армия имеет «абсолютно преданный пролетарскому делу, непрерывно растущий во всех отношениях командный состав».

В. Яковлев, "Командиры Рабоче-крестьянской Красной армии". Фото © meshok.net

В. Яковлев, «Командиры Рабоче-крестьянской Красной армии». Фото © meshok.net

А художник Митрофан Греков изобразил командиров Будённого и Ворошилова во время боя под станцией Егорлыкской. Пояснительная надпись гласит, что в этом тяжёлом бою белые были разбиты и отступили под Новороссийск.

7 привычек советских дедушек, которые до сих пор воспитывают сильных внуков 7 привычек советских дедушек, которые до сих пор воспитывают сильных внуков

Примечательной является и целая серия акварелей художника Василия Корочкина (Сварога), он изображал будни армии: учения, разведку на мотоцикле, химическую тревогу, учебный бой. Но были и чисто агитационные почтовые карточки. Например, открытка художника В. Маслова изображала кремлёвскую стену, красные знамена, а под ними — плакатные лица красноармейцев.

Открытки Великой Отечественной войны

Во время войны почтовые карточки служили агитацией. Рисунки на них были небольшими, в одну краску, реже в две, часто сопровождались стихами. Рядом с рисунком располагался шаблон для адреса, который нужно было заполнить, а на обратной стороне писали сообщение. На двухцветной открытке 1942 года художника Виктора Бибикова изображались красноармейцы, идущие в атаку с примкнутыми к оружию штыками. На заднем фоне пикировали истребители и шла в атаку красная конница.

Агитационный плакат серии "Окна ТАСС" № 534 "За Страну Советскую бей зверьё немецкое, бей штыком, гранатой бей, бей чем хочешь, но убей!", 1943 г. Художники: Кукрыниксы. Текст: А. Прокофьев. Фото © ТАСС / Вячеслав Прокофьев

Агитационный плакат серии «Окна ТАСС» № 534 «За Страну Советскую бей зверьё немецкое, бей штыком, гранатой бей, бей чем хочешь, но убей!», 1943 г. Художники: Кукрыниксы. Текст: А. Прокофьев. Фото © ТАСС / Вячеслав Прокофьев

Для чёрно-белых открыток использовались фотоснимки военной поры; для красочных полноцветных — агитационные плакаты. Например, на открытке 1943 года был изображён красноармеец в полушубке на фоне Кремля. Он выметал подальше серую погань фашизма, а надпись гласила: «Красной армии метла нечисть выметет дотла!»

Плакат В. Дени "Красной армии метла нечисть выметет дотла!", 1943 год. Фото © zemlyanka-v.ru

Плакат В. Дени «Красной армии метла нечисть выметет дотла!», 1943 год. Фото © zemlyanka-v.ru

Часто бойцы на открытках шли в атаку, поражали штыком врага. Даже новогодние открытки в эти годы печатались исключительно с военной тематикой. Среди бойцов были популярны открытки с портретами полководцев. Солдатам предлагалось вдохновляться примерами Александра Невского, Александра Суворова, Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Михаила Кутузова.

Была очень интересная серия открыток, которая рассказывала и прославляла подвиги наших бойцов на поле боя. Например, открытка художника Семёна Аладжалова «Подвиг красноармейца Середы» показывала момент, когда Иван Середа во время боя вскочил на вражеский танк и топором отшиб ствол вражеского пулемёта, чем дал возможность своему отделению атаковать. За этот подвиг, совершённый в 1941 году, Середе было присвоено звание Героя Советского Союза. В официальных документах подвиг описывался иначе. Там говорилось, что Середа схватился за ствол пулемёта руками и не дал врагу прицельно стрелять. Иллюстрацию к картинке театральный художник сделал акварелью, что лишь придало ей колорита.

Подвиг красноармейца Середы. Фото © Livejournal / humus

Подвиг красноармейца Середы. Фото © Livejournal / humus

7 привычек граждан за 50, которые в СССР поднимали на ноги даже безнадёжных7 привычек граждан за 50, которые в СССР поднимали на ноги даже безнадёжных

Ну и, конечно, были открытки-плакаты. На них изображались помирающий от русских штыков Гитлер, мать с ребёнком на руках и призывом «Защити!», «Дойдём до Берлина!» и другие сюжеты.

Но, конечно, венцом всех сюжетов стала открытка 1948 года с надписью «Слава Советской армии!». На ней был изображен боец, стоящий на фоне стены Рейхстага, на которой были надпись «Дошли!», и старый плакат «Дойдём до Берлина», на котором тот же боец только натягивал сапоги. Её автором был знаменитый в годы войны художник, создавший массу агитационных шедевров, — Леонид Голованов.

Л.Ф. Голованов, "Красной армии — слава!», 1945 год. Фото © Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина

Л.Ф. Голованов, «Красной армии — слава!», 1945 год. Фото © Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина

Открытки послевоенной поры

После войны на волне патриотизма и любви к победителям в СССР стали регулярно выпускать агитационные плакаты ко Дню Советской армии и Военно-морского флота — так праздник стали называть в 1946 году. Это были масштабные картины, выполненные в агитационном духе. На них обязательно изображался богатырского вида воин на фоне Кремля, полей или индустриальных пейзажей. Изображение сопровождалось надписью «Слава воинам-победителям!» или «Слава Советской армии!». Иногда изображение было двойным: воин и моряк.

Открытка СССР "Слава Советской армии", 1955 год. Фото © auction.ru

Открытка СССР «Слава Советской армии», 1955 год. Фото © auction.ru

Видимо, со временем именно из-за этих плакатов и возникла идея выпускать к празднику ещё и открытки с поздравлением. Интересно, что именно в 1950–1960-е годы в СССР возникли открытки ручного изготовления. Они носили лубочный характер и служили для объяснения в любви и поздравления. Делали их частным образом. В центре располагался портрет воина в рамочке либо портрет воина и его девушки, а вокруг изображались поздравление с праздником и короткие пожелания.

Начиная с конца 1950-х годов и до 1991 года среди агитационных изображений снова стали популярны сюжеты Гражданской войны с тачанками и суровыми командирами. Но стиль был уже совсем иной. Например, художник Игорь Коминарец изобразил на открытке кавалерийскую атаку. Но до художников 1930-х годов недотянул: хотя центральная фигура всадника напряжена и устремлена вперёд, движения лошади, вставшей на дыбы, неясны, расплывчаты и силуэты всадников на заднем плане. Словно для открытки использовали эскиз.

Популярность сюжетов Гражданской войны доходила до того, что в 1970– 1980-х годах изображения боёв Гражданской войны стали делать даже стилизованными под палех — стиль русской лаковой росписи. История уходила в прошлое, и комиссары и командиры Гражданской уже переосмысливались как сказочные образы давней старины.

Например, открытка 1983 года художника А. Любезнова «Слава армии, рождённой Октябрем!» оформлена в стиле палех — на ней нарисован русский богатырский конь красного цвета с гривой в характерных завитушках, с характерно маленькой головой. На коне сидит красноармеец и трубит в трубу. Его флаг развевается по ветру, словно древнерусский стяг.

Отдельно печатали открытки для детей. Например, знаменитый своими новогодними открытками художник Владимир Зарубин нарисовал открытку к 23 Февраля, на которой изобразил мальчика, надевшего большую ему бескозырку и стоящего на фоне портрета революционного матроса, видимо деда. Таким образом подчеркивалась преемственность поколений.

Знающие люди поговаривали, что американские дипломаты с удовольствием скупали такие открытки и черпали из них информацию о новых видах советских ракет и системах вооружения. Фото © ТАСС / Олег Булдаков

Знающие люди поговаривали, что американские дипломаты с удовольствием скупали такие открытки и черпали из них информацию о новых видах советских ракет и системах вооружения. Фото © ТАСС / Олег Булдаков

Но довольно быстро «детские» открытки ушли в прошлое, а всё заменили различные художественные коллажи. На них обязательно изображались суровые воины и моряки, развевающиеся знамёна СССР и республик, звёзды. Со временем появились георгиевские ленточки, ветви или венки лавра, а главное, изображения самых передовых вооружений, которыми была оснащена армия. Знающие люди поговаривали, что американские дипломаты с удовольствием скупали такие открытки и черпали из них информацию о новых видах советских ракет и системах вооружения.

Одной из популярных открыток к 23 Февраля в СССР была открытка с изображением воина-освободителя — памятника, установленного советскими скульпторами в берлинском Трептов-парке, где советский солдат в полном облачении держит на руках маленькую спасённую им из-под обстрела немецкую девочку. Её почти без изменений — менялся только цвет фона и самой фигуры — публиковали несколько десятков лет. Изображение неизменно сопровождалось надписью «Слава воину-победителю!». А на варианте этой открытки, изданной в 1974 году в Киеве, надпись гласила: «Воину-вiзволителю — слава!»

5 самых любимых открыток СССР художника Зарубина, которыми до сих пор все восхищаются5 самых любимых открыток СССР художника Зарубина, которыми до сих пор все восхищаются  Майя Новик   Комментариев: 0avatarДля комментирования авторизуйтесь! Авторизоваться

Источник